Приветствую Вас, Гость

 ​                                       Высшая  нервная  деятельность

 
Необходимым условием существования живого организма является постоянный обмен веществ с окружающей природой. Во взаимодействии с внешней средой организм выступает как единое целое. Объединение организма в единое целое и взаимодействие его с окружающей средой осуществляется нервной системой. Деятельность нервной системы, направленная на осуществление взаимодействия организма со средой и себе подобными, называется высшей нервной деятельностью.   Высшая нервная деятельность является деятельностью рефлекторной. И.П. Павлов под высшей нервной деятельностью подразумевал поведение, деятельность, направленную на приспособляемость организма к изменяющимся условиям внешней среды, на равновесие с окружающей средой.  И.П.Павлов своими исследованиями доказал не только рефлекторную деятельность коры больших полушарий головного мозга, но и открыл качественно новый высший тип рефлексов - условные рефлексы.​

Высшие функции н.с. - способность к мыслительной деятельности, осознанию раздражителей окружающей среды, к абстрактному мышлению и запоминанию связаны с деятельностью коры больших полушарий. Именно кора служит основой сознания и интеллекта. Исследуя функции ц.н.с., И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. ВДН - обеспечивает поведение, деятельность человека в окружающей среде за счет доминирующего (господствующего) влияния коры БП на все ниже лежащие структуры ц.н.с. По Павлову, кора является верховным распределителем и распорядителем функций.  В нижележащих отделах ц.н.с. - подкорковых базальных ядрах, мозговом стволе, спинном мозге рефлекторные реакции осуществляются по наследственно закрепленным нервным путям т.к. они закреплены в генетическом коде человека и связаны с жизненно  необходимыми функциями организма - питанием, защитой, размножением. Это сложные, врожденные цепи безусловных рефлексов, связанных между собой, передаются по наследству и называются инстинктами. Инстинкты материнства,  самосохранения, добыча пищи, продолжение рода-размножение.  В коре больших полушарий головного мозга между нейронами вырабатываются заново в процессе индивидуальной жизни человека и называются условными рефлексами. Функциональной единицей высшей нервной деятельности является условный рефлекс. В условиях физиологической нормы работа всех нервных центров является согласованной. Согласованное проявление рефлексов для выполнения любых рабочих актов называется координацией. За счет координации работы нервных центров происходит совершенное приспособление организма к условиям существования.  

                        Формы  психической деятельности человека.  

  Исходным состоянием  для любой формы активности организма человека в состоянии бодрствования является сознание.  Сознание - это способность адекватно ориентироваться в окружающей среде, правильно оценивать свой статус и поведение, способность адекватно воспринимать и перерабатывать информацию. С позиций физиологии, сознание - это результат активности всех структур головного мозга, особенно ретикулярной формации и коры больших полушарий.  Сознание необходимо для любой формы обучения.  Физиологи дополнительно вводят понятия: подсознание и сверхсознание.  К подсознанию следует относить интуицию - способность неосознанно использовать свой прошлый личный опыт. Например,  видя больного, врач нередко может без данных обследования сделать вывод о тяжести его состояния и поставить диагноз на основе своей интуиции. А потом обследование больного это подтверждает. К сверхсознанию относятся неосознанная деятельность мозга творческого плана - решение принципиально новых задач. В  этих случаях говорят: " Меня как будто осенило, я понял то,  над  разгадкой чего бился долгое время".  Возникновение сознания  связано с развитием трудовой деятельности  и появлением речи у далеких предков человека.  Сознание постоянно совершенствуется, оно позволяет человеку познавать  свойства, качества предметов, явлений внешнего мира; целенаправленно организовать свой труд; творить новые сверхсложные машины и преобразовывать природу в своих интересах (создавать новые моря, выращивать новые леса, строить города).  Огромную роль в сознании человека играет память - это сложный психический процесс, способность живых существ воспринимать, отбирать, хранить и воспроизводить информацию для формирования поведенческих реакций. Память помогает человеку использовать свой прошлый опыт, поэтому одним из механизмов памяти являются условные рефлексы. Память является основой  обучения, развития человека. Лишь на базе памяти человечество получило возможность развиваться, вступило в эру цивилизации.  Виды памяти.  Мгновенная память  - длительность менее секунды. После прекращения действия раздражителя она стирается и забывается. " Увидел - забыл" Эта память не зависит от воли человека и не может контролироваться сознанием. " Вроде что-то видел. слышал.....но не помню. " 

Кратковременная память  - длительность несколько секунд или минут, редко несколько часов. Физиологической основой этой памяти является циркуляция нервных импульсов в пределах определенной группы нейронов и высокая активность синаптической передачи до тех пор, пока не истощатся резервы медиатора. Например, номер телефона помнил и забыл... Мне это точно говорили, но я не помню....забыл.

Долговременная память - это когда кратковременная память фиксируется в определенных структурах мозга, в конкретных нейронах. Этому способствуют определенные условия: 1. если информация обладает определенной ценностью для человека; 2. если информация часто повторяется "Повторение - мать учения". Физиологической основой долговременной памяти является синтез особых белков - нейропептидов, информация кода которых хранится в нейронах на протяжении жизни человека. Долговременная память не разрушается и может воспроизводится в разных условиях: произвольно или непроизвольно-"случайно". В формировании памяти участвуют лобные и теменные доли коры БП, ретикулярная формация, миндалевидное ядро БП, гиппокамп.  В настоящее время перед физиологами мира стоит задача - найти нейропептиды, отвечающие за память, изучить их молекулы и синтезировать их. А в будущем "скушал таблетку и стал свободно говорить на английском......или выучил фармакологию сразу ..."  

                                Особенности высшей нервной деятельности человека

И.П.Павлов доказал, что в основе высшей нервной деятельности   у животных и человека лежат общие механизмы. Однако существуют и качественные различия. Примером этого являются 1 и 2 сигнальные системы.   Первая сигнальная система имеется у животных и человека. Условные рефлексы 1 сигнальной системы возникают в результате непосредственного действия раздражителей внешней среды на рецепторы. Эта система обеспечивает восприятие конкретных раздражителей внешней среды (звук, свет, температура, прикосновение и т.д.), их анализ и синтез ответных реакций корой БП головного мозга. У человека 1 сигнальная система повлияла на развитие трудовой деятельности и речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств.

  Вторая сигнальная система возникла в процессе трудовой деятельности человека, общественных отношений людей.  По Павлову, слово стало сигналом, раздражителем. Мы можем в данный момент не видеть предмет, но достаточно его словесного описания, рассказа, чтобы мы ясно его представили. Поэтому слово сказанное или написанное может заменить любой раздражитель внешней среды. Образование условных рефлексов на слова является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека. (прочитал и узнал, прочитал и научился делать)  Для животных слово - это просто звуковой раздражитель,  а для человека слово - это звук с определенным смысловым значением.  2 сигнальная система играет важную роль в обучении человека.  При этом речь, язык, являются главными средствами общения, отношений между людьми. Является регулятором различных форм поведения человека во внешней среде и в коллективе.

                               Типы высшей  нервной  деятельности человека

Изучая особенности формирования условных рефлексов, И. П. Павлов обратил внимание, что скорость их образования и прочность у разных людей различны. Это дало основание сформировать учение о типах высшей нервной деятельности человека в зависимости от индивидуальных свойств нервной системы. Формирование типа ВНД зависит от силы процессов возбуждения и торможения, их равновесия и подвижности. Великий Гиппократ в 4 веке до новой эры изучал особенности поведения людей и создал учение о темпераментах людей: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. И. П. Павлов экспериментально доказал и разделил людей на 4 типа с учетом учения Гиппократа.  1тип Сильный неуравновешенный тип - холерик, характеризуется  сильными, неуравновешенными и подвижными процессами возбуждения и торможения. Возбуждение преобладает над торможением. это очень энергичные люди, но легко возбудимые и вспыльчивые. Например, Суворов, Петр 1, А. Пушкин.  2 тип Сильный уравновешенный подвижный тип - сангвиник, характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, которые равны по силе и легко сменяют друг друга.  Это жизнерадостные, работоспособные люди, всем интересующиеся, любознательные, отличаются живым темпераментом, выразительной мимикой, хорошим поведением. Например, Чайковский, Наполеон.   3 тип Сильный уравновешенный спокойный тип - флегматик, характеризуется сильными, уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но они медленно сменяют друг друга, имеют сильные тормозные реакции. Люди такого типа ведут себя спокойно, ровно, речь их без резких выразительных эмоций, настойчивые люди, упорные труженики. Например, Кутузов, Крылов.  4 тип Слабый тормозной тип - меланхолик, характеризуется слабыми нервными процессами, преобладает торможение, медленно формируются условные рефлексы. Люди такого типа быстро устают, речь их тихая, бедная словами, с трудом приспосабливаются к новым условиям жизни.  Между этими основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные формы. Исследованиями установлено, что типы ВНД наследуются от родителей. Но в процессе индивидуальной жизни под влиянием трудовой деятельности, окружающей социальной среды (с кем поведешься...) тип нервной системы может измениться ( воспитание через коллектив, обучение).