Приветствую Вас, Гость

Интересные факты о головном мозге

Ежедневно человек выполняет большое количество физиологических и интеллектуальных задач, посредством команд, отправляемых из структур головного мозга. Над исследованием этого загадочного органа работает огромное количество ученых, но о его возможностях известна лишь малая часть, а самые важные и интересные открытия в изучении мозга ждут своего часа.

Мозг никогда не отдыхает

Интересный факт: работа этого органа не прекращается ни на минуту, это подтверждается тем, что даже во время сна приходят воспоминания или фантазии, которых не было и которые всего скорее не произойдут. Некоторых ученых во время такого отдыха посещали идеи по воплощению их многолетней работы — например, согласно известной легенде, Менделеев увидел во сне алгоритм размещения химических элементов. Сам химик относился к этому факту из своей биографии с некоторой иронией, но и не опровергал его окончательно.

А некоторые из них сознательно подчеркивали приход озарения к ним во сне — так, датский физик-теоретик Нильс Бор в 1913 году, часто рассказывал интересную историю о том, как под впечатлением одного из видений, создал планетарную модель строения атомов, за которую впоследствии получил Нобелевскую премию по физике.

Интересный факт: физическое состояние структур ЦНС и их работа зависит от поступления питательных веществ к мозгу — так, для того чтобы он нормально функционировал, требуется ни много ни мало 20% поступившего через легкие кислорода. Нехватка же этого элемента вызывает необратимые процессы — начинают разрушаться межнейронные связи и сами нервные клетки. Этот факт подтверждается другим интересным наблюдением: без пищи или воды человек может прожить несколько дней или даже месяцев, а без кислорода фактическая смерть наступает спустя 6 минут.

Развитие структур мозга также не останавливается ни на секунду, причем наибольшая активность нервных клеток наблюдается в младенческом и детском возрасте. Особенно это заметно при приобретении новорожденным ребенком необходимых для существования навыков, таких как прямохождение и способность к обучению.

Еще один интересный факт гласит о том, что при появлении на свет у новорожденного имеются только врожденные рефлексы, а структуры, отвечающие за высшую нервную деятельность, начинают развиваться некоторое время спустя, при этом вес мозга в первый год человеческой жизни удваивается.

Скорость передачи сигналов по нейронным сетям мозга человека развивается до 288 км/ч, однако, с возрастом она падает на треть. Это объясняется воздействием окружающей среды и необратимыми процессами в коре у людей старшего возраста, при которых происходит разрушение нервных клеток и их окончаний.

  • Еще один интересный факт о возможностях головного мозга гласит, что умственные способности и интеллект человека не зависит от объема и массы этого органа. Например, самый большой «ум» принадлежал человеку с умственными отклонениями, а вот головной мозг Эйнштейна по весу имел значение меньше среднего, однако это не помешало ему стать одним из выдающихся физиков и получить за свои труды Нобелевскую премию.
  • Интересная способность структур мозга максимально накапливать и перерабатывать информацию в определенном возрасте используется во время обучения человека в школе. Замечено, что наибольшую склонность к обучению проявляют дети до 18 лет, в то время, когда происходит интенсивное развитие областей коры, отвечающих за память и восприятие информации. Этот факт доказывается массой примеров по адаптации детей в обществе, где разговаривают на нескольких языках, ребенок при этом с легкостью переходит с одного языка на другой и понимает о чем идет речь в обоих случаях..
  • Следующий интересный факт о головном мозге свидетельствует, о том, что головной мозг мужчины весит на 150-200 г больше женского. Однако такая особенность с лихвой компенсируется количеством нервных клеток и их связей, которые более развиты у женщин, поэтому им легче проделывать несколько действий одновременно, мужчина же в подобной ситуации будет сосредоточен на чем-то одном.
  • Изучение влияния музыки на восстановление структур мозга преподносят не мало интересных фактов: говорят, что классическая музыка значительно ускоряет процесс реабилитации, а обучение ребенка игре на музыкальных инструментах благотворно сказываются на его развитии.

Мозг не чувствителен к боли

Еще один интересный факт о мозге: в его частях отсутствуют болевые рецепторы, поэтому он невосприимчив к боли, а то, что все считают «головной болью», не является проявлением этого чувства в физическом плане, при этом сигналы о дискомфорте передаются от окружающих мозг тканей и органов.

Интересен с точки зрения науки, факт появления фантомных болей утраченной конечности или органа. Механизм формирования этого чувства до сих пор не разгадан, но большинство специалистов считают что в структурах головного мозга хранятся воспоминания обо всех частях тела человека, а при утере того или иного органа нейронные связи, идущие от культи дают ложные сигналы, которые впоследствии неправильно обрабатываются частями ЦНС.

Мозг любит тренировки

Еще один интересный факт, говорит о том, что проведение ежедневных физических нагрузок положительно влияет на его работоспособность мозга, а также поможет оптимизировать его работу. Это обуславливается тем что, например, во время бега его клетки интенсивно обогащаются кислородом и другими питательными веществами, ускоряется метаболизм, а продукты распада начинают интенсивнее выводиться из организма через дыхание и пот. Поэтому для улучшения качества запоминания человеку достаточно выполнять физические занятия 2—3 раза в неделю на протяжении 30 минут.

Помню — не помню

Одной из самых интересных функций мозга является способность к запоминанию информации, формирование причинно-следственной связи и воспроизведение каких-либо действий, основанных на прошлом опыте или, как еще говорят, «по памяти».

Разрушение структур, отвечающих за функционирование этой мозговой деятельности, приводит к потере воспоминаний, причем проявления этих нарушений может привести к полной утрате памяти или некоторых эпизодов из жизни человека. Чаще всего такие нарушения бывают следствием черепно-мозговых или психологических травм, опухолей или интоксикацией организма.

Например, кратковременная потеря памяти чаще всего является следствием психологических потрясений, которые произошли с самим больным или его близкими у него на глазах. Таким образом срабатывает защитный механизм, уберегающий человека от еще большего стресса и других психических расстройств.

В отличие от психологических травм, после которых в основном информация со временем восстанавливаются, утрата некоторых частей мозга приводит к полной потере воспоминаний и навыков, которые впоследствии невозможно восстановить. Примером тому служит проявление деменции в старческом возрасте, которая приводит к деградации личности.

Еще одним интересным феноменом работы головного мозга является гипермнезия, которая может проявляться в способности запоминать числа, даты, а также возможности решать сложные уравнения, не применяя записи и вычислительную технику, используя только память.